Доктор психологических наук, создатель технологии SKILLFOLIO Виктория Шиманская рассказывает, как справиться со стрессом, вызванным синдромом профессионального выгорания. Всемирная организация здравоохранения официально признала этот синдром психическим расстройством, которое требует квалифицированной медицинской помощи. Попробуем освоить несколько простых правил, которые помогут сохранить наше психологическое здоровье.
Заведите себе правило: каким бы напряженным ни был ваш рабочий день, минимум раз в два часа делайте «санитарную паузу». Задайте себе следующие вопросы:
Для этой практики нужно всего несколько минут: вы можете не отрываться от работы полностью, чтобы выпрямить спину и размять ноги, можете продолжать выполнять простые механические действия, мыть посуду, заполнять ежедневник – и в то же время сканировать свое состояние и «ловить» как позитивные, так и негативные ощущения от работы.
Очень известный и полезный способ вернуть себя в реальность, когда на работе кипят страсти и вокруг сплошные взрывающиеся дедлайны. На несколько секунд отрешитесь от работы и переключитесь на свои ощущения: что я вижу? что я слышу? что ощущаю? что за вкус у меня во рту и какой запах я ощущаю? Что из всего этого мне нравится, вызывает воодушевление, интерес, волнение? А что не нравится, от чего хотелось бы избавиться? Ответы на все эти вопросы в сумме рождают образ вашего рабочего момента. Хорошая новость в том, что почти всегда какую-то деталь момента можно изменить: добавить в него запах кофе или любимых духов, оторваться от таблиц на мониторе и посмотреть в окно или на приятный пейзаж, положить в рот мятное драже, включить музыку или, наоборот, «выключить» раздражающие звуки.
Мы все отлично знаем, как важно устраивать короткие перерывы – но почти никогда их не устраиваем. Нам сложно организовать себе паузу, придумать для нее подходящий повод. Кстати, многие курят только для того, чтобы иметь легальную возможность прерваться на пару минут и со свежими силами броситься в работу.
Врач, приходя домой, снимает халат. Юрист вешает в шкаф свой дорогой костюм и роскошный галстук. Актер смывает грим. А не забываем ли мы «переодеваться», придя домой? Как насчет мысленно снять с себя одеяние руководителя, менеджера, помощника, ответственного секретаря – и стать родителем, супругом, другом, забавным рассказчиком, супер-поваром, просто собой? Ведь «застревание» в своей профессиональной роли – значимый фактор эмоционального выгорания.
Чтобы научиться «снимать» с себя рабочие роли и «облачаться» в более комфортные и непосредственные, вам может потребоваться несколько лайфхаков. Например:
Неприятные мысли о работе, произошедшие за день неприятности, крики шефа, сорвавшиеся сделки лучше не нести с собой домой. Их можно оставить в офисе, «проговорив в картонную коробочку» и оставив ее на рабочем столе, или мысленно сложив в кулек и выкинув в мусорную корзину. Эмоции можно «смывать» вместе с водой во время мытья рук или просто стряхивать с ладоней широкими, интенсивными движениями. При этом полезно представлять себе, как накопившаяся, «налипшая» за рабочий день эмоциональная пыль смывается, стряхивается, уходит, и вы чувствуете себя свежее и чище.
Еще больше полезных советов на вебинаре Виктории «Как справиться с тревогой из-за новостей?». Видеовебинар записан в рамках проекта «Невинный клуб» Юлии Высоцкой.
Иногда даже у относительно здорового человека болят кости. В ревматологии патологическое состояние, когда пациента болят…
Боли в ногах хотя бы раз беспокоили каждого человека. Причем встречаются они независимо от возраста,…
Коленный сустав – это не только сложное, но и комплексное сочленение, которое содержит несколько суставных…
Болевые ощущения в нижних конечностях являются одной из наиболее частых причин обращения к врачу-терапевту или…
Под вегетососудистой дистонией понимают развитие полиэтиологического симптома, связанного с дисфункциональными расстройствами в вегетативной нервной системе.…
Некоторые привычки человека мы просто не замечаем, пока не сталкиваемся с тем, что они приносят…